Работа над радио передачей.

Автор: Ложникова Ольга

В первую очередь определяется тип программы, жанры материалов и хронометраж. За тем, намечается примерное содержание программы. Распределяются задания среди корреспондентов. Называются сроки сдачи материалов.

Затем, корреспонденты сдают редактору авторские материалы - записанные на пленку и расшифрованные. После того, как все записи сданы, в редакцию начинается подготовка передачи, а также правка, сокращения, написание редакторских подводок, подбор музыкальных заставок и отбивок для программы.

Следующий этап работы над программой - это запись самой передачи и ее последующий монтаж.

Монтаж фонограмм - один из технологических процессов постобработки, заключающийся во введении, исключении и перестановке отдельных отрывков первичной записи и обеспечивающий создание законченных фрагментов программы или передачи в целом. Монтаж применяется в случаях подготовки программы из записанных в разное время и на различных носителях фонограмм, "очистки" фонограммы от технического брака и ошибок исполнения, выбора наилучших вариантов исполнения, исправления хронометража фонограмм и т. д.

Различают монтаж:

  • механический и электронный;
  • простой и сложный;
  • аналоговых и цифровых фонограмм;
  • обычный и точный;
  • черновой, чистовой и восстановительный.

Простой и сложный монтажи различаются наличием или отсутствием обработки звукозаписи. Простой монтаж заключается только в исключении и в введении отдельных отрывков фонограмм, в их перестановке и соединении в нужной последовательности. Сложный монтаж помимо этого включает в себя перезапись отрывков с необходимой обработкой звукозаписи. Одной из функций сложного монтажа является процесс сведения многоканальной записи.

Обычный и точный монтажи различаются реализуемой точностью. В полной мере точный монтаж может быть осуществлен только при цифровой записи и электронном монтаже. Обычно он реализуется на основе персонального компьютера на дисплей которого выводится программа монтажа. (картинка)

Монтаж черновой, чистовой и восстановительный - понятия чисто технологические, эксплутационные. Черновой монтаж - это соединение различных элементов программы в единое целое и исключение ненужного звукового материала. Чистовой монтаж - удаление из подготавливаемых фонограмм различных посторонних звуков (кашля, заиканий, затянувшихся пауз, щелчков и пр.) Восстановительный монтаж относится только к механическому монтажу и заключается в проверке прочности склеек.

Несколько иного подхода в решении творческих задач и журналистских замыслов требует подготовка передач прямого эфира. Меняется вся технологическая цепочка журналистской работы: от замысла до его воплощения в эфире. Прямой эфир предъявляет свои требования к журналистам. Если раньше большинство передач рождались с помощью ножниц и клея, а затем электронного монтажа в студии, то теперь их рождение идет на слуху у радиоаудитории. Это, в свою очередь, заставляет журналиста вырабатывать у себя такие качества как предельная собранность, дисциплина, эрудиция, обостренное чувство эфирного времени, чувство своего собеседники, умение импровизировать, "творческий запас" материала по теме передачи, владение приемами и техникой ораторской речи, навыки актерской профессии и т. п.

Подготовка прямой передачи несколько отличается от подготовки программы, записанной на пленку. Здесь очень важен предварительный период работы, он должен занимать в несколько раз больше времени самой передачи.

Другая особенность сегодняшнего прямого эфира - широкое использование всех достижений современной техники. Это всевозможные мгновенные подключения в ходе текущей передачи различных географических точек, разных по характеру объектов, общение между собой с помощью последних технических ухищрений корреспондентов и выступающих, находящихся в удаленных друг от друга студиях.

Третье - это обширное привлечение в ходе передачи, а также до и после передачи всех возможных форм "обратной связи". Приглашение слушателей с в студию, включенные студийные телефоны повышают живость общения, укрепляют прямую связь с аудиторией.

Естественно, каждая радиостанция готовит передачи в своей манере, но в целом вышеприведенные схемы достаточно универсальны и применяются для работы практически везде.

Должностные обязанности работников радио.

Корреспондент.

Обеспечивает программы радио оперативной информацией и другими материалами. Организует авторские материалы, редактирует их.

Редактор.

Обеспечивает создание передач на высоком художественном уровне. Работа редактора охватывает весь период подготовки передачи - от планирования и до выхода в свет. Если передача состоит из различных сюжетов, фрагментов, то большое значение имеет верстка, т.е. расстановка материалов по времени с учетом общественно-политической значимости, актуальности, выразительности и т. п. При верстке редактор должен учитывать ее основные аспекты: смысловой, жанровый, ритмический.

Музыкальный редактор.

Обеспечивает музыкальное оформление радиопередач, монтирует музыкальные фонограммы в соответствии со сценарием передачи. Привлекает к участию в передаче композиторов, музыкантов-исполнителей. Подготавливает записи музыкальных произведений. Обеспечивает пополнение фондов музыкальных записей.

Выпускающий.

Обеспечивает в соответствии с утвержденной программой и графиком эфирного дня выпуск радиопрограмм. Осуществляет непосредственно за пультом проведение в эфире радиопередач, прослушивает смонтированную в окончательном виде программу перед выходом в эфир. Руководит творческой работой технического персонала смены.

Режиссер.

Главное для радиорежиссера - воссоздать звуковую картину события, помочь радиослушателям увидеть то, о чем ему рассказывает радио. Радиорежиссер теснейшим образом связан в своем творчестве со звукорежиссером.

Звукорежиссер.

Обеспечивает высокий технический уровень музыкального и звукового оформления передачи. Руководит монтажом музыкальных и литературных записей. На радио звук - основной строительный материал любой программы. Без звука нет радио. Звукооператор старается добиться хороших акустических показателей, избавляется от посторонних шумов, не имеющих отношения к передаче. Звукорежиссер следит за тем, чтобы микрофон наилучшим образом улавливал голос журналиста или его собеседника.

Диктор.

Ведет студийные радиопередачи, четко доносит до слушателя смысловое содержание текста. Обеспечивает соответствие передаваемого в эфир текста завизированному экземпляру. Соблюдает установленные правила проведения радиопередач, обеспечивает начало и окончание передачи в строго отведенном для него отрезке времени. Конечно, роль диктора лучше поручить человеку с правильной, грамотной речью, с хорошей дикцией, поставленным и приятным голосом.


Источник: Кафедра ЮНЕСКО КазНУ

КартаКарта