Методика подготовки тестовых заданий для контроля знаний студентов

Автор: Нургожина Шарван

Проведение экзамена в форме тестирования имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с традиционной устной формой. Отметим лишь некоторые из них:

  • дает более полную картину об уровне подготовки студентов, так как тестовые вопросы полностью охватывают программный материал;
  • имеет меньшую психологическую нагрузку на студентов;
  • позволяет в автоматическом режиме провести обработку полученных оценок, анализ успеваемости студентов и качества контролирующих средств.

1. Общие требования к тестовым заданиям

Тестовые задания должны охватить все программные вопросы учебной дисциплины по темам. Содержательно они ориентируются на контроль знаний основных законов и процессов, понятий и терминологии, фактического материала, теоретического и прикладного знания научных достижений по разным направлениям изучаемой дисциплины.

Одна из первых дисциплин, по которой проводится экзамен в форме тестирования, - "Введение в журналистику". Все нижеприведенные примеры взяты из экзаменационного тестового задания по этой дисциплине.

В изучаемом курсе студенты факультета журналистики впервые встречаются с основополагающими понятиями и категориями теории журналистики. Это такие категории, как "информация", "принципы журналистики", "функции журналистики", "свобода журналистской деятельности", "тип и типология СМИ" и другие. Значит, согласно вышеприведенному положению, тесты должны содержать вопросы, проверяющие знания студентов по содержанию данных категорий. Вопросы могут быть сформулированы следующим образом "Что такое функции журналистики?" или "Что такое типология журналистики?".

По другим дисциплинам, например, по "Технике радио и телевидения", в которой изучается большое количество технических средств, используемых журналистами, могут быть аналогичные вопросы: "Что такое монтаж?" или "Что такое реверберация?" и др.

Важно иметь в виду, что тесты должны быть направлены на систематизацию отдельных фактов и явлений, а также ориентированы на творческое обобщение и анализ. Скажем, часть вопросов, связанных с контролем знаний законодательства о журналистской деятельности может содержать ситуационные вопросы, как должен поступить журналист в той или иной ситуации, имеющей спорный или конфликтный характер. В этом случае студент должен руководствоваться точным знанием статьи Закона РК "О СМИ".

Например: Журналист обращается к специалистам при проверке полученных информационных материалов, потому что:

  • имеет на это право;
  • обязан;
  • не предусмотрено Законом РК "О СМИ";
  • имеет приказ главного редактора;
  • таково его творческое кредо.

Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы время на ответ не превышало одной минуты на одно тестовое задание по теоретическому материалу и полутора-двух на решение ситуационного задания.

Одно из основных требований - вопросы должны быть сформулированы по типу закрытого тестового задания с выбором правильного ответа из пяти предлагаемых, что обусловлено требованиями стандартизации при машинной обработке результатов.

2. Техника конструирования тестовых заданий

Отражение программного материала в тестовых заданиях:

- вопросы, имеющие значение для усвоения курса в целом. В этом типе вопросов проверяется знание или понимание принципиального подхода, важнейших положений, наличие общих представлений о сущности курса:

Например: Каковы исторические предпосылки возникновения журналистики как деятельности по распространению информации?

  • необходимость тесного сплочения общества;
  • социальная потребность в обмене информацией;
  • необходимость формирования общественного мнения;
  • бурное развитие индустрии;
  • появление письменности.

Что такое публицистика?

  • область политической деятельности;
  • активное позиционное выступление в печати;
  • род литературного творчества, связанный в основном с прессой;
  • сфера научного исследования;
  • хобби известных писателей и поэтов.

Вопросы, имеющие значение для усвоения материала в рамках модуля (блока тем). Это вопросы, без понимания которых студент не в состоянии будет адекватно воспринять содержание целого блока тем учебной программы, объединенных в модуль (блок близких тем, вытекающих одна из другой или последовательно следующих друг за другом):

Например:

тема - Функции журналистики:

Общая социальная функция журналистики состоит в том, чтобы:

  • удовлетворять потребности общества в воспитании личности;
  • удовлетворять потребности общества в общественной информации;
  • руководить обществом в проведении политических реформ;
  • воспитывать людей согласно общепринятой идеологии;
  • заполнять досуг населения.

Тема - Принципы журналистики:

Что такое принципы журналистики?

  • права и обязанности журналиста, предусмотренные Законом РК "О СМИ";
  • объективные закономерности, которые сложились в обществе;
  • общие правила и нормы информационной деятельности;
  • жесткие правила поведения журналистов;
  • свод правил профессионального поведения.

Тема - Результативность журналистской деятельности:

Что такое эффективность журналистики?

  • степень воздействия журналистики на общественные движения и партии;
  • степень влияния в определенном регионе;
  • степень воздействия на массовую аудиторию;
  • степень влияния на криминогенную ситуацию в городе.

Вопросы, принципиально важные для усвоения отдельной темы. В этих вопросах рассматриваются положения, раскрывающие основное смысловое ядро конкретной темы курса; вопросы, раскрывающие умение объяснить отдельные закономерности и их понимание в рамках данной темы:

Тема - Формирование общественного мнения СМИ как функция журналистики:

Что является субъектом общественного мнения:

  • факт, возмутивший все население города;
  • микрорайоны столицы как часть большого города;
  • плохое санитарное состояние города;
  • криминальная ситуация южной столицы;
  • студенческая молодежь города Алматы.

Тема - Правовые основы функционирования журналистики:

Какой принцип осуществления журналисткой деятельности принят в Законе РК "О СМИ"?

  • согласительный;
  • протокольный;
  • регистрационный;
  • разрешительный;
  • заявительный.

Тема - Принципы журналистики:

Из какой социально-общественной закономерности возник принцип журналистики "демократизм"?

  • множество мнений , существующих в обществе;
  • участие народных масс в формировании общественного мнения;
  • участие народных масс в управлении государством;
  • участие народных масс в обсуждении законов;
  • участие народных масс в работе СМИ.

Задания, значимые для усвоения одного вопроса, выносимого на одну из лекций курса. Вопросы, в которых отдельные важные положения темы получают конкретизацию, раскрывающие содержание отдельных понятий и терминов:

Тема - Функции журналистики:

В какой исторический период перед СМИ стояла задача поднять народ на борьбу с врагом-захватчиком?

  • 1937-1938г.г.;
  • 1939-1940;
  • 1941-1945;
  • 1947-1949;
  • 1949-1953.

Тема - Типология СМИ:

К какому типу публицистических материалов относится реклама?

  • дизайнерский;
  • познавательный;
  • развлекательный;
  • справочный;
  • социально-ориентирующий.

Тема - Принципы журналистики:

Из какой социальной закономерности возник принцип журналистики "плюрализм":

  • объективная реальность;
  • человеколюбие;
  • интересы наций, живущих в государстве;
  • множество партий и политических движений;
  • множество мнений, существующих в обществе.

Задания, в которых представлен частный случай. Этот тип вопросов представляет обособленные, лишь косвенно связанные с какой-либо темой курса, моменты, содержание которых более иллюстративно, чем конструктивно:

Какая газета является органом Коммунистической партии Казахстана?

  • Казахская правда;
  • Казахстанская правда;
  • Желтоксан;
  • Жас Алаш;
  • Рабочая жизнь.

Какой тип творчества является главным в журналистике?

  • публицистический;
  • мировоззренческий;
  • реалистический;
  • художественный;
  • созерцательный.

Что является основой публицистики?

  • художественный образ;
  • моделирование действительности;
  • критичность и аналитичность восприятия;
  • документальность;
  • искусство слова.

3. Выбор методических уровней тестовых заданий

Существует ряд методических уровней дисциплины, позволяющих при выборе формулировки вопроса четко представлять значимый элемент курса. А именно:

  • сформулировать вопрос так, чтобы для ответа на него достаточно было вспомнить ответ, который уже звучал на лекциях:
  • сформулировать вопрос так, чтобы при его решении был реализован вывод, схема, в рамках которой происходят изменения объекта:
  • сформулировать вопрос так, чтобы его решение требовало проведения логических и ассоциативных связей с другими объектами:
  • сформулировать вопрос так, чтобы для ответа было необходимо уметь задавать границы применимости знания, находить нетипичное решение, творческое осмысление проблемы:

4. Выбор структурных форм для тестовых заданий

Тестовые задания могут иметь различную форму, выбор которой зависит от ряда мотивов:

  • контроль того или иного типа знания или навыка;
  • увязан с тем, в какой форме данный значимый элемент дисциплины был реализован в курсе, в каком ракурсе (структурном, историческом, функциональном или др.) преподносился материал на лекции или семинаре;
  • может повлиять на доступность и корректность формулировки вопроса.

Набор структурных форм тестовых заданий разнообразен и во многом зависит от индивидуальности авторского видения. Можно предложить некоторые наиболее распространенные формы в качестве ориентира:

Вопросы на знание фактического материала:

Когда, какое событие способствовало установлению словосочетания "средства массовой информации?

  • 1991 - развал СССР;
  • 1989 - первый съезд народных депутатов;
  • 1988 - ХIХ Всесоюзная партийная конференция;
  • 1986 - начало перестройки в СССР;
  • 1985 - приход к власти М. Горбачева.

Задания на определение понятия:

Что такое типология журналистики?

  • метод научного познания специфических закономерностей групп изданий, СМИ;
  • методика исследования информационных процессов;
  • особый вид классификации газет;
  • особое описание выпускаемых газет;
  • специфическая характеристика изданий".
  • задания на отыскание верной формулировки закона (термина); Например: Что такое тип издания?
  • набор шрифтов, используемых в газетах и журналах;
  • набор дизайнерских приемов, используемых при верстке газет;
  • характеристика содержания СМИ;
  • идеальная модель, образец для подражания;
  • модель, образец СМИ, содержащий в себе характерные черты для данной группы изданий;
  • задание на отыскание специфической черты или достаточного условия заданного явления и др.

Как оценить журналистскую деятельность?

  • любой результат дает эффективность и действенность;
  • определить все ли средства были использованы для получения нужного результата;
  • сравнить поставленную цель с полученным результатом;
  • оценить журналистскую деятельность невозможно;
  • оценить можно только по истечении неопределенного времени.

5. Дополнительные рекомендации по предупреждению ошибок, допускаемых при конструировании тестовых заданий

Ответы на тестовые задания не должны представляться в форме "Да" или "Нет", "Верно" или "Неверно"; ответы могут быть представлены словесно, графически, в цифрах; В качестве примера можно привести вопросы, построенные по принципу "должен ли джентельмен…":

"Должен ли принцип журналистики быть применимым к любому рассматриваемому явлению, любой стороне и области деятельности журналиста?

  • иногда;
  • нет;
  • да;
  • в некоторых случаях да;
  • в некоторых случаях некоторые принципы.
  • не допускается наличие более чем одного правильного ответа на тестовое задание;
  • вопрос нельзя перегружать второстепенными деталями, преимущественные слова должны быть ключевыми для правильного понимания задания;
  • формулировки заданий не должны содержать двусмысленностей;
  • формулировка тестового задания не должна находиться в зависимости от смысла предыдущего вопроса, недопустимо объединение нескольких заданий под одной шапкой с общим вопросом.

Источник: Кафедра ЮНЕСКО КазНУ

КартаКарта