Информационные жанры журналистики

Автор: Кеньжегулова Нарбинь

Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным. Из фактов компонуется информация.

Существует три ступени стереотипа восприятия информации:

  1. Первая ступень - информация, особо не затрагивая сознания, только на краткий миг будоражит воображение реципиента.
  2. Вторая ступень - информация, слегка затрагивая сознание и подсознание, только привлекает внимание реципиента.
  3. Третья ступень - информация, запечатлевшись и в сознании и в подсознании, вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным действием, меняющим облик действительности в позитивную сторону.

Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж. Хроникальная информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный.

Расширенная информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:

  1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.
  2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.
  3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.
  4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.
  5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.

Заметка - самый древний жанр в журналистике. От хроникальной и расширенной информации заметка отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в различных временных измерениях.

Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.

Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет - коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет - передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета - официально-деловой.

Интервью - некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают , что он имеет черты информационного жанра. "Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы."

По исследованиям профессора Барманкулова М. К., интервью делится на две группы: по характеру опрашивающего- интервьюера - журналиста и по характеру опрашиваемого - интервьюируемого- героя. К первой группе он относит: интервью- информацию, интервью-мнение; ко второй - интервью-эмоцию и интервью - социологический опрос.

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью-экспресс, блиц-интервью.

Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.

Репортаж - жанр, оперативно и ярко "передающий" с места событий. Самая основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей.

Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически ( также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.

Темы семинарских занятий:

  1. Информационные жанры, особенности написания.
  2. Информационные жанры в газетах: "Казахстанская правда", "Время", "Караван", "Деловая неделя", "Мегаполис".
  3. Аналитические жанры в неофициальных казахстанских изданиях.
  4. Статья и корреспонденция, особенности написания.
  5. Особенности стиля очерков А. Алимжанова.
  6. Очерки в современной казахстанской прессе.
  7. Эссе Герольда Бельгера в газете "Новое поколение"
  8. Сатирические жанры в казахстанской прессе.
  9. Фельетоны на страницах неофициальных изданий.

Контрольные вопросы к экзаменам:

  1. Отличительные черты жанров журналистики от литературных.
  2. Факт и его место в информационных жанрах.
  3. Три ступени стереотипа восприятия информации.
  4. Трансформация информационных жанров в современной прессе Казахстана.
  5. Дедукция и индукция в аналитических жанрах.
  6. Статья в современных казахстанских изданиях.
  7. Художественно-публицистические жанры в казахстанской прессе.
  8. Очерки казахстанских авторов.
  9. Эссе в казахстанской прессе.
  10. Сатирические жанры на страницах казахстанских газет.

Литература:

  1. Жанры советской газеты. - М., 1972, с. 56-99.
  2. Ворошилов В. В. Журналистика, - Санкт-Петербург, 2000, с.68.
  3. Стилистика газетных жанров. (под ред. Э.Розенталя). - М., 1981, с.126.
  4. Ученова В. В. Исторические истоки публицистики, - М., 1972, с.10.
  5. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики .- М., 1995, с. 98.
  6. Вьюник В. А., Тишунин В.Н. Информация, как газетный жанр. - М., 1999, С 5.
  7. Навозов М. Поговорим о репортаже. - М., 1992, с. 56.
  8. Барманкулов М. К. Телевидение: деньги или власть? - Алматы, 1995, с 56.
  9. Антонов В. И. Информационные жанры газетной публицистики. - Саранск, 1996.
  10. Шостак М. Интервью. Метод и жанр. - М., 1997.

Источник: Кафедра ЮНЕСКО КазНУ


КартаКарта