Аналитические жанры журналистики

Автор: Кеньжегулова Нарбинь

Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

По сравнению с информационными жанрами , аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. К аналитическим жанрам относятся: статья, корреспонденция, обзор, рецензия.

Статья - это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Факты в статье играют иллюстративную роль, в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление.

Виды статей:

  1. Передовая - в ней основа директивность;
  2. Пропагандистская - важным методом в ней является пропаганда;
  3. Научная и научно-популярная статья;
  4. Проблемная, требующая от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.

По данным Ворошилова В. В., "К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их".

Корреспонденция - отображение "кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи применяется метод дедукции - синтеза, то есть проблема решается от частного к общему.

Виды корреспонденции:

  1. Информационная. Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.
  2. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.
  3. Постановочная корреспонденция - такой вид отражает злободневную , актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.
  4. Корреспонденция - раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает , оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции - специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

Рецензия - жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций. Рецензию также определяют как критику "отраженной действительности".

Рецензент обычно оперирует вторичными фактами. Также в рецензии присутствует фактоидный материал и тезисы. Адресатами, к которым обращается рецензент являются реципиент, то есть читатель, слушатель и зритель, а также автор оцениваемого или критикуемого произведения. Из этого вытекают непосредственные задачи рецензии - это воспитательная и эстетическая. Характерная черта рецензии - позиция рецензента - современность. При рецензии могут поэтому решаться и ретроспективные задачи.

Виды рецензии:

  1. Литературная.
  2. Научная.
  3. Театральная.
  4. Кино рецензия и т. д.

Обозрение или обзор - жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать "панорамой событий".

Виды обозрений:

  1. Внутренние - о событиях жизни внутри страны.
  2. Международные - о международной жизни; различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные.

По тематике:

  1. Политические,
  2. Экономические,
  3. Спортивные,
  4. Сельскохозяйственные,
  5. Культурные и т. д.

Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.

Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве. Появились газеты, в которых присутствуют в основном только аналитические жанры, это такие, как: "Панорама", "Деловая неделя" и другие.

Темы семинарских занятий:

  1. Информационные жанры, особенности написания.
  2. Информационные жанры в газетах: "Казахстанская правда", "Время", "Караван", "Деловая неделя", "Мегаполис".
  3. Аналитические жанры в неофициальных казахстанских изданиях.
  4. Статья и корреспонденция, особенности написания.
  5. Особенности стиля очерков А.Алимжанова.
  6. Очерки в современной казахстанской прессе.
  7. Эссе Герольда Бельгера в газете "Новое поколение"
  8. Сатирические жанры в казахстанской прессе.
  9. Фельетоны на страницах неофициальных изданий.

Контрольные вопросы к экзаменам:

  1. Отличительные черты жанров журналистики от литературных.
  2. Факт и его место в информационных жанрах.
  3. Три ступени стереотипа восприятия информации.
  4. Трансформация информационных жанров в современной прессе Казахстана.
  5. Дедукция и индукция в аналитических жанрах.
  6. Статья в современных казахстанских изданиях.
  7. Художественно-публицистические жанры в казахстанской прессе.
  8. Очерки казахстанских авторов.
  9. Эссе в казахстанской прессе.
  10. Сатирические жанры на страницах казахстанских газет.

Литература:

  1. Ворошилов В. В. Журналистика. - Санкт-Петербург, 2000, с.71.
  2. Бекасов Д. Г. Корреспонденция, статья, как газетные жанры. - М., 1977.
  3. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. - СПб., 1995,с.37-38.
  4. Обозрение как публицистический жанр: метод. указ./ сост. Смирнов С. В. - Л., 1989.
  5. Кулев В. Деловая пресса России. - М., 1996.

Источник: Кафедра ЮНЕСКО КазНУ